Владимир Ланцберг

Среди поклонников авторской песни бытует такой императив: "Жить - как петь!".

Правда, в последнее время его вспоминают все реже и реже - слишком уж наивно-максималистски звучит сегодня эта формула. Никто же, в самом деле, не требует от писателя или актера, чтобы они были такими же смелыми и благородными, как их герои, а, допустим, от авиастроителя - чтобы он умел летать. Работа - это одно, а личная жизнь - совсем другое. Тем интереснее люди, следующие этому императиву буквально или, по крайней мере, пытающиеся это делать. Из известных мне бардов лучше всего это получается у Владимира Ланцберга. 

Оказывается, можно и в самом деле во вполне зрелом возрасте плюнуть на более-менее налаженную жизнь и махнуть вместе с семьей в чужой город, где нет ни жилья, ни работы, но есть возможность заниматься любимым делом.

Оказывается, можно действительно никогда не закрывать дверь своего не слишком просторного дома, обрекая его на круглогодичную наводненность друзьями, знакомыми, знакомыми знакомых и вовсе уж случайными людьми. И даже став знаменитым и маститым, попросту не замечать полагающихся "по чину" привилегий, продолжая жить, как прежде. При этом Ланцберг абсолютно не похож на аскета или фанатика идеи.

Пожалуй, самая характерная для него черта - поразительная доброжелательность к любому собеседнику, способность найти общий язык практически с кем угодно. Плюс интеллигентность самого старомодного образца, заставляющая его мучиться от невозможности послать ко всем чертям какогонибудь амбициозного зануду, с которым он имел несчастье однажды познакомиться. И еще - редкое чувство юмора, обращенное прежде всего на самого себя. Он не считает сочинение песен своей профессией. Его профессия, его дело - это работа с детьми.

В1982--87 гг. он вел в своем поселке детские клубы, затем заведовал педагогической лабораторией; все эти годы он - непременный председатель или член жюри на детских песенных фестивалях или на детских сценах "больших" фестивалей. В какой-то степени к делу относятся также социально-психологические исследования, методические разработки, составление учебных программ и т. п. В какой-то степени делом может считаться кочующий фестиваль авторской песни "Костры", проводимый с 1989 года сложившимся вокруг Ланцберга межгородским клубом "Зеленая гора ". А песни - это не работа и не хобби, это способ существования. Они могут быть формой фиксации личного опыта или средством домашней психотерапии, а некоторые рождались как письма друзьям. Это потом уже оказывалось, что письмо, адресованное одной конкретной душе, нашло тысячи и тысячи адресатов. И много лет спустя незнакомый начальник, от которого зависит дать или не дать что-то нужное для главного дела Ланцберга (деньги, статус, земельный участок, etc.), вдруг улыбается:"Владимир Исаакович, я же вырос на ваших песнях ... " 

Оно, собственно, и не удивительно: множество людей знает и поет песни Ланцберга, часто не зная ни имени автора, ни точного текста. Ну в самом деле - кто из прошедших пионерлагеря, стройотряды, турпоходы и т. п. не вспомнит: "Все бы ладно и все бы ничего, да с замком никак не сладить", "Над злой Каперной алые взметнулись паруса ... ", "Зеленый поезд виляет задом, а я с моста на него плюю", "Но мы дойдем - и грянут волны в парапет" ...

Точно так же - без имени автора, голосами случайных исполнителей - эти песни звучат в радио- и телепередачах. А песня "Художник" и вовсе угодила в репертуар группы "Ласковй май", причем с большими искажениями. Друзья сердятся, а Ланцберг улыбается, как Моцарт, слушающий трактирного скрипача. Однако "года к суровой прозе клонят". Ланцберг нашел компромисс - он пишет (и читает в концертах) верлибры, от трехстрочных миниатюр ("Но еж-то ведь знает, что он не колючий. Чего они все?") до полномасштабных поэм. Их отличает ... Впрочем, бессмысленно описывать в газете песни и стихи.

Их надо видеть и слышать.

 

Уже прошло более десяти лет с тех пор, как Владимир Исаакович был в гостях в Великих Луках, тогда же и была написана эта статья для журнала "Многоголосие".

В Википедии о Ланцберге есть несколько строчек...

Владимир Ланцберг родился 22 июня 1948 года в Саратове.

В 1971 году окончил Саратовский политехнический институт.

В 1972 году основал клуб самодеятельной песни «Дорога». Работал инженером-механиком в конструкторском бюро.

В 1979 году переехал в Туапсе, жил в посёлке Тюменский Туапсинского района Краснодарского края.

Сменил множество работ — был инженером по игровым аппаратам, лаборантом в школе, музыкантом в пансионате. Параллельно сочинял песни на собственные стихи, исполнял их, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре.Много времени уделял педагогике и пропаганде искусства, был активным организатором клубов самодеятельной песни, педагогом-организатором, заместителем директора детского реабилитационного центра, методистом центра школьного краеведения.

В.Ланцберг был одним из ведущих теоретиков и практиков неформальной педагогики и коммунарского движения в СССР, с его книги и эссе входят в теоретическую базу русскоязычной «новой педагогики».

В течение многих лет В. Ланцберг был организатором и идейным вдохновителем слётов «Костры», конкурсов-мастерских «Второй канал Грушинского фестиваля» (или, примерно с 2003 года, «Второй канал авторской песни»), детского бардлагеря «ЛДПР» («Летняя детская поющая республика») на Грушинских фестивалях, руководитель творческих мастерских, в том числе детских.

Стихи начал писать ещё в младенческом возрасте, песни — в первом классе школы.Лауреат многих фестивалей самодеятельной песни, в том числе четырежды — Грушинского. Вышли аудиокассеты, компакт-диски и книги стихов и песен.

Владимир Ланцберг скончался в Нюрнберге (Германия) 29 сентября 2005 года после долгой тяжелой болезни.


Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив